Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, следовательно, в клетках коры головного мозга происходят изменения, снижающие их функциональные возможности и работоспособность. Значительную нагрузку во время урока испытывают органы зрения и слуха, мышцы спины и шеи, а так же мышцы пишущей руки. Появляется тенденция к сутулости, искривлению и нарушению подвижности позвоночного столба. Ограничение амплитуды движений на уроках приводит к ухудшению подвижности плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ограничивается подвижность грудной клетки, что в свою очередь изменяет частоту и глубину дыхательных движений. Вследствие этого нарушается поступление кислорода к органам, прежде всего в головной мозг, что приводит к преждевременному утомлению.
Неинтересная работа, монотонный голос учителя, длительная статическая поза (сидение) вызывают быстрое развитие утомления. Переутомление у школьников возникает как результат неправильно организованной учебной и внеклассной работы. В начальной фазе утомления происходит увеличение количества отвлечений: дети отвлекаются, невнимательно слушают учителя. Подобные переключения внимания детей на другие виды деятельности во время урока являются охранительной реакцией организма. Если учащимся не предложить динамическую нагрузку – наступит процесс торможения, и в результате их активность сменится вялостью. Признаки утомления могут отступить, если дать учащимся возможность отдохнуть.
Для всего этого и рекомендуется проводить физкультминутки. Они являются активным отдыхом, который проводится на общеобразовательных уроках и на самоподготовках, чтобы уменьшить утомление учащихся, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать их внимание и повысить работоспособность к восприятию учебного материала.
Физкультминутки проводятся систематически с учащимися 1 - 8-х классов, по мере необходимости с учащимися старшего школьного возраста. Различают укороченные и полные физкультминуты. Укороченная - состоит из 1 упражнения (ритмическое сжимание-разжимание пальцев, потряхивание кисти), применяемого во время письменных работ в 1 классах. Полная физкульминута состоит из 1 упражнения для потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища в 1 - 4 классов, или 3-4 для 5 – 8 классов.
Физкультминуты в I-III классах следует проводить 2 – 3 раза в день, начиная со 2 урока. В IV классе достаточно проводить физкультминутку 1 раз в день, на 3-м или 4-м уроке. В более старшем возрасте это физкультурное мероприятие проводится эпизодически по мере необходимости. Чтобы вовремя предупредить резкое снижение работоспособности детей, упражнения необходимо проводить на 15-17-й минуте занятий. Не все уроки требуют проведения физкультминуты. Так, например, уроки пения, рисования не нуждаются в проведении этого мероприятия, так как они не вызывают напряжённой умственной работы и дети могут на них двигаться.
Время начала проведения динамического отдыха определяет учитель. Для младших школьников наиболее целесообразно проведение комплексов упражнений между 15-й и 20-й, а с учащимися V-IX классов – между 20-й и 25-й минутами. При организации этого вида активного отдыха в указанные промежутки времени отмечается благоприятная динамика умственной работоспособности в течение урока, учебного и продлённого дня. Во время контрольных работ, сочинений и т.п. физкультурную минуту можно не проводить. Учитель может проводить физкультминутку как самостоятельно, так и поручить проведение заранее подготовленным ученикам класса.
Перед началом физкультминутки учитель предлагает детям закончить работу и приготовиться к выполнению упражнений: расстегнуть пуговицы на воротнике рубашки, платья, выпрямиться, встать за партой или около неё в зависимости от того в каком положении будут выполняться упражнения, и ждать команды начать занятие. До начала проведения физкультминуты следует открыть форточку или окна. Убедившись, что все дети готовы, учитель включает магнитофон (если физкультминутка проводится с музыкальным сопровождением) и подаёт команду начать выполнение 1-го упражнения, затем 2-го, 3-го и т.д. при этом преподаватель вместе с детьми делает по одному-два раза каждое упражнение, а затем следит, как они выполняются учениками.
Материалы по педагогике:
Воспитание гуманных чувств у дошкольников
Создание условий для формирования у детей – дошкольников гуманного отношения к окружающим В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложня ...
Методы диагностики готовности к школе
Диагностика готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости. Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. На основании выделенных парамет ...
Мотивация учебной деятельности
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим ч ...