BriefEducation
Образование: теория и практика » Формирование фонетических навыков в средней школе » Подходы к формированию произносительных навыков

Подходы к формированию произносительных навыков

Страница 1

В обучении произношению прослеживаются три подхода, каждый из которых объединяет некоторое число методов, разработанных на основе одних и тех же теоретических посылок.

Артикуляционный подход

Наиболее видными представителями этого подхода являются И.А. Грузинская, К.М. Колосов, О.А. Норк, А.Н. Рапанович. Сторонники артикуляционного подхода опираются на теоретические положения, которые предусматривают:

опережающее формирование произносительных навыков при произнесении каждого звука;

знание учащимися особенностей работы органов артикуляции при произнесении каждого звука;

раздельное формирование произносительных и связанных с ними слуховых навыков;

необходимость тщательной отработки каждого звука и независимо от его смыслоразличительных функций в слове.

При артикуляционном подходе усвоение речедвижений опережает усвоение их акустических эффектов. Обучение начинается с изучения артикуляционных позиций, присущих произнесению иноязычных фонем, и овладения этими позициями для их произношения.

Отдельно отрабатываются звуки, которые даются чаще всего вне букв и располагаются по степени близости к звукам родного языка. Широко используется фонетическая транскрипция. Так строились первые вводные и фонетико-орфографические курсы, в которых звуковая сторона языка изучалась параллельно с орфографической. Позже в них стали включать и лексико-грамматический материал.

Для формирования фонетических навыков существуют учебно-фонетические модели, т.е. особым способом закодированная информация о функциональных и акустико-артикуляционных свойствах звуковых средств изучаемого языка. Учебно-фонетические модели содержат словесные инструкции, схемы, рисунки, условные знаки, акустическое отображение.

Работа учащегося с учебно-фонетической моделью предполагает пять фаз:

Ориентировка, во время которой учащийся изучает рисунок, определяет форму и величину губного отверстия, положение языка, величину челюстного угла и т.д. Все полученные данные заносятся в тетрадь с помощью условных знаков.

Планирование, во время которого учащийся проигрывает в уме все предстоящие операции и подбирает средства, с помощью которых задача может быть решена.

Артикулирование, которое осуществляется сначала беззвучно, затем шепотом и, наконец громко.

Фиксирование, так как учащийся фиксирует отдельные артикуляционные движения в течении 3-5 секунд. Эта фаза предназначена для развития мышечного чувства.

Контроль. Результаты действия сличаются с условиями, заданными моделью. Для этого используются зеркала, предметы, необходимые для измерения (карандаш, спички, пальцы и т.д.0, технические средства.

Все пять фаз обязательны на начальном этапе, в последующем действия учащихся свертываются и они переходят к построению артикуляций без опоры на материальные знаки.

Артикуляционный подход имеет свои заслуги в методике обучения иностранным языкам. В его рамках впервые был поставлен вопрос о необходимости формировать произносительные навыки специально и на начальном этапе, предваряя становление автоматизмов, несвойственных иноязычной речи. Большим вкладом авторов фонетических курсов является создание многочисленных фонетических упражнений, позволяющих разработать артикуляционный аппарат учащихся.

Но у артикуляционного подхода есть существенные недостатки:

для проведения вводных фонетических (фонетическо-орфографических, фонетико-корректировочных) курсов требуется значительное время, что представляет собой непозволительную роскошь при малом количестве часов, отводимых на курс иностранного языка;

работа над произносительными навыками в отрыве от становления слуховых навыков не формирует умения ассоциировать слышимый звук с соответствующим ему значением в речевом потоке;

работа над отдельными звуками без решения коммуникативных задач приводит к дезавтоматизации произносительных навыков при переходе к экспрессивной устной речи;

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Рассматривание картин о природе
Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень ...

Модельное занятие №1 Исследование современной ситуации в образовании
Вопросы для обсуждения мо материалам кейсов. 1. Используя текст одного, или нескольких кейсов, проявите направления изменений в образовании. Для организации работы заполните систематизирующую таблицу Цитаты из текста Кейс 1 Кейс 2 Области изменений в образовании С чем связаны изменения Субъекты, ос ...

Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru