Компоненты интонации французского языка, доступные для усвоения в средней школе, немногочисленны. Учащийся получают сведения об ударении и мелодии в рамках программы.
Уже в 4-м классе учащиеся знакомятся с ударением. В 4-5-х классах ударение может быть усвоено имитационно, но на среднем этапе уже обязательно объясняются особенности французского ударения и дается понятие о ритмической группе. Позднее все эти сведения усваиваются в процессе устной речи и чтения.
Для членения речевой цепочки а ритмические группы учащиеся должны знать следующее: служебные слова составляют одну группу со знаменательным словом: dans la classe, au cinema. Вообще всякое знаменательное слово (существительное, прилагательное или глагол) составляет одну группу с последующим односложным определяющим: un tableau noir, une robe rouge, а также определяемые слова со словами, их определяющими и стоящими перед ними: une belle fleur, un gros livre, une jeune fille. Если определяющее многосложное слово стоит после определяемого, оно составляет отдельную ритмическую группу: un chien méchant; parlez correctement!
В связи с ритмической группой необходимо дать сведения о явлениях связывания и сцепления (liaison, enchaînement).
Связывание согласных с гласными в речевом потоке, как известно, состоит в том, что конечный согласный звук (в положении перед гласным) произносится, сливаясь с гласным:
Les oiseaux [le-zw-azo], les arbres [le-za-b]; при этом [d] звучит как [t], [f] как [v], [s] как [z].
В современном французском языке liaison понемногу утрачивается: если после слова следует пауза, то liaison со следующим гласным не делается.
Точно также liaison недопустимо перед h aspiré: les héros, les hangars; перед числительным onze: nos onze camarades.
Учитывая коммуникативную направленность обучения, необходимо специально обучать мелодике, т.е. высоте основного тона произносимых и воспринимаемых фраз.
В 4-5 классах учитель объясняет мелодику высказывания поднимая и опуская руку, чтобы показать высоту основного тона. Учащиеся делают тоже самое, слушая речь учителя, и запоминают разницу в интонационном оформлении чисто имитативно.
Позднее, в старших классах, можно объяснить коммуникативное значение интонации. Для этого нужно показать в оппозиции два высказывания, различающихся только мелодикой.
Можно показать также, что высота основного тона меняется в высказывании в зависимости от изменения смысла. В предложении Pourquoi maman est-elle mécontente? Наиболее высокая нота будет приходиться на слова pourquoi или mécontente в зависимости от мысли, которую хотят выразить. Нужно показать эту разницу графически.
Поскольку в письменной речи смысл выражен не только контекстом, но и пунктуацией, то при чтении вслух в качестве ориентиров для повышения или понижения основного тона можно воспользоваться замеченным некоторыми авторами соответствием между высотой тона и пунктуацией:
Запятая сопровождается повышением тона.
Точка, точка с запятой, двоеточие сопровождаются понижением тона.
Вопросительный или восклицательный знаки характеризуются подъемом в конце или понижением при наличии эмоционального ударения.
Многоточие характеризуется легким ударением на одной ноте конечного гласного
Материалы по педагогике:
Массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных
заведений
Массовая подготовка преподавателей, методистов, администраторов учебных заведенийк эффективному применению информационно коммуникационных технологий и образовательных ресурсов в организации и проведении учебного процесса. Определенная часть сотрудников образовательных учреждений всех перечисленных ...
Подбор и апробация методики по обогащению словаря детей старшего
дошкольного возраста
Работа по обогащению словаря детей проходила в процессе ознакомления с природой. В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию, в частности, методики Колуновой Л.А., Ушаковой О.С. Лексичес ...
Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы
В период обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы (2004 – 2005 учебный год) в музыкально-ритмические занятия были включены все виды деятельности, которые мы рассмотрели, а также уделялось особое внимание формированию интонационной выразительности речи как условия развития творческого потен ...