Воспитание и развитие у детей гуманных чувств и отношений - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у детей этических представлений, обобщенных и дифференцированных. Эти представления должны основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или литературных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отражается на других. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений, и, следовательно, развитию гуманных чувств, правильному поведению. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Шелованова, Н.М. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов. Уже в преддошкольном возрасте, как замечает В.Н. Мясищев, можно отметить в отдельных реакциях и поступках детей сложную борьбу различных по значимости мотивов: личных стремлений, желаний, интересов, потребностей и требований общественной действительности, общественных правил, обязанностей или конкретных просьб, требований взрослых. Под влиянием обстоятельств воспитание отношений между детьми изменяется: ребенок все более руководствуется в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями, интересами окружающих взрослых и детей.
В ряде исследований отмечается проявление у детей склонности к общению, как условие, благоприятствующее началам детских взаимоотношений, и показываются возможности направлять, формировать эти взаимоотношения.
У детей старшего дошкольного возраста общение приобретает уже столь устойчивый характер и проявляется столь многообразно, что становится первой необходимостью придания этому общению того содержания и тех форм, с помощью которых успешнее решаются задачи воспитания гуманных взаимоотношений. Т.А. Маркова изучала вопрос об особенностях той стороны детских взаимоотношений, которые можно характеризовать, как дружеские, имеющие гуманное содержание, необходимое как при избирательном отношении ребенка с другим, так и со всеми детьми группы. При этом условии детские дружеские взаимоотношения строятся как отношения, имеющие важнейшее значение для складывания дошкольного коллектива. Полученные Т.А. Марковой данные позволили определить критерии, ранее не разработанные в дошкольной педагогике, свидетельствующие о наличии дружеских взаимоотношений у детей 6-7 лет. Эти нравственные описания имеют свою эмоциональную и интеллектуально-моральную сторону и выражаются в действиях, поступках, в поведении. Показателем формирующихся гуманных качеств является также, по мнению Т.А. Марковой, выражение их детьми по собственному побуждению, независимо от непосредственного воздействия воспитателя и его присутствия в группе. Результаты исследования Т.А. Марковой подтвердили предположение о внутренних взаимосвязях таких нравственных качеств, как детская дружба и активные ее проявления во взаимопомощи, в общей организованности поведения детей, необходимых в совместных играх.
В исследованиях А.А. Пельевской, посвященных развитию взаимопомощи у детей старшего дошкольного возраста было выявлено многообразие форм детской взаимопомощи и разработана ее классификация. Оригинальным и новым является определение уровней моральной отзывчивости, характеризующей поведение того или иного ребенка и тех возможностей, которыми он располагает для оказания взаимопомощи. Автором выделены те нравственные качества в их взаимосвязи, которые, которые обуславливают возникновение деятельности взаимопомощи. При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребенка 5-7 лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, детскому саду, воспитателю. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, чутки, добры, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают радостно и выражают готовность делать лучше. Характерным для детей старшего дошкольного возраста являются формирующиеся общественная нравственность, коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, и в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. В старших группах начинает складываться общественное мнение, на которое воспитатель может опереться. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказывать одобрение хорошего поведения товарища.
Материалы по педагогике:
Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической
ритмики
Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движен ...
Воспитание и развитие учащихся 6-7 классов в процессе обучения биологии
Осуществление дидактического принципа единства обучения, воспитания и развития требует взаимодействия всех компонентов учебно-воспитательного процесса, при котором комплексно решаются задачи усвоения учащимися знаний, их использования для формирования научных взглядов, убеждений, отношений, развити ...
Подвижные игры и физические упражнения на удлинённых переменах
Организация двигательной деятельности учащихся на переменах является хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности в течение учебного дня, а переключение с учебной деятельности на двигательную, ещё и способствует повышению продуктивности работы на послед ...