Под социальным неблагополучием мы подразумеваем не только преступления или правонарушение, но и любое поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Социология девиантного поведения изучает социальные причины и следствия различного рода отклонений. Это и многочисленные разновидности незаконного применения силы, начиная с убийства на почве семейной неурядицы и кончая тщательно спланированным политически убийством. Это различные порочные действия людей: коррупция, экономические, сексуальные преступления. Сюда можно отнести самоубийство и уклонение от уплаты налогов, мошенничество в области получения жилья и других видов собственности, это наркомания и алкоголизм, хищения и проституция. Отклонения могут быть независимыми друг от друга, а могут быть взаимосвязаны.
Говоря о девиантном (отклоняющемся) поведении нужно иметь в виду, что современное общество допускает наличие субкультурой девиации, т.е. явления, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам основной культуры данного общества. Носителями такого отклоняющего поведения являются криминогенные слои ( группы коррупционеров, организованная преступность, молодежные банды и т.п.), лица без определенного места жительства.
Таким образом, социология девиантного поведения, рассматривая специфические причины порождения отклонений, исходит из того, что субъект знает о существовании обязательных для него норм, но оценивает их либо с комформистских, либо с нонконформистких позиций.
В многочисленных отечественных исследованиях хорошо продемонстрирован тот факт, что негативные мораль и ценности родителей оказывают прямое влияние на формирование социальных ценностей ребенка. Так, «большинство подростков, зарегистрированных в детских комнатах милиции, выходцы из семей, в которых пьянство и аморальные поступки, постоянные ссоры и драки—обыденное, привычное явление. Пример родителей в таких семьях— основная причина того, что дети становятся на путь правонарушений и преступлений», причем «нередки случаи не только попустительства, но и прямого поощрения родителями курения, пьянства, нарушений правопорядка и преступлений детей». Негативное влияние на формирование системы ценностей подростка, в частности несовершеннолетних правонарушителей, семья оказывает и в том случае, если «нет явных криминогенных факторов, например аморального влияния со стороны взрослых членов семьи— алкоголизма, тунеядства и. т. д.», но налицо «потребительский стиль воспитания», «бездуховность», «мещанские, стяжательские интересы».
Материалы по педагогике:
Требования государственных федеральных стандартов к
выпускнику детского сада с сентября 2011 года
Анализ требований государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада (ФГС) с сентября 2011 года показал, что среди требований, предъявляемых к подготовке ребенка к школе представлены и требования непосредственно связанные с содержанием данной работы. Введение ФГС связано с тем, что н ...
Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Анализ состояния проблемы исследования в современной педагогической теории и практике свидетельствует, что в настоящее время познавательный интерес рассматривается педагогами и психологами не изолированно, а с позиций принципов диалектической детерминации, структурности, системности, единства созна ...
Подготовка учителя к
урокам повторения
Школьная практика показывает, что проблема своевременного предупреждения забывания путем повторений является весьма важной и вместе с тем сложной задачей, требующей от учителя, прежде всего, значительной профессиональной подготовки. Часто повторение пройденного сводится к стереотипному воспроизведе ...