BriefEducation
Образование: теория и практика » Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе

Педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе

Последнее десятилетие развития России ознаменовалось такими негативными процессами, как депатриотизация духовной и социальной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства и единства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала патриотического воспитания молодежи.

Между тем, дальнейшее осуществления реформ вряд ли возможно или, точнее, вряд ли будет успешным, если система образования подрастающего поколения будет лишена гуманно-нравственных основ. Не случайно, современная школа постепенно осознает необходимость усиления реализации воспитательной функции образования. Анализ различных концепций воспитания свидетельствует о том, что задача воспитания гражданственности и ведущего компонента этого интегративного свойства личности - патриотизма, осознается как одна из важнейших задач воспитания молодежи, решаемых общеобразовательной школой.

Глубина и масштабы преобразований, происходящих в России во многом отразились на духовной сфере жизни людей, на их мировосприятии и отношении к важнейшим вопросам, волнующим общество. За последние годы сознание все более освобождается от политических и идеологических догм и предрассудков. В то же время широкие слои населения, особенно молодежь, оказались не готовы к пониманию истинного значения важнейших изменений, происходящих в обществе и государстве, к преодолению трудностей переходного периода. Это связано с тем, многие негативные явления и процессы существовали в течение длительного времени, однако их кризисное проявление в реальной действительности стало оказывать активное воздействие на сознание, чувства и саму жизнь россиян сравнительно недавно. Военно-профессиональная подготовка и все, что с ней связано, перестали быть достоянием лишь офицерского состава и распространялись в различных формах на другие категории военнослужащих. Активно осуществляется перестройка всей системы подготовки специалистов в условиях армии и флота, возросло значение профессионального отбора и рационального распределения призывников по военным специальностям, повысилась интенсивность учебно-воспитательного процесса в военных образовательных учреждениях насыщенность учебных программ техническими и военно-специальными дисциплинами, возросли требования к моральным качествам, военно-профессиональной направленности, теоретической подготовленности и степени закрепления практических навыков, физическим данным и другим характеристикам военнослужащего.

В настоящее время воинская деятельность как бы «уплотняется во времени». Несмотря на усложнение техники и вооружения, постоянно сокращаются боевые нормативы и сроки боевой подготовки, растут требования к уровню внутренней мобилизованности воина, готовности к немедленным и активным действиям по выполнению своих профессиональных задач. Это неизбежно влечет за собой интенсивное нарастание темпов психической жизни человека в процессе службы.

Для решения важнейшей задачи - создания обновленной России - задачи, соответствующей глубинным национальным интересам, самобытности развития страны, необходимы определенные условия. Однако, последнее десятилетие развития России ознаменовалось такими негативными процессами, как снижения патриотизма в духовной и социальной жизни российского общества, размывание ценностно-мотивационного ядра национального самосознания, резкое снижение чувства человеческого достоинства и единства. Отечественная история, ее героические события, выдающиеся деятели утратили силу нравственного идеала патриотического воспитания молодежи. Анализ философских и психолого-педагогических работ свидетельствует о том, что в современных условиях воспитательная работа школы, формирование ведущих интегративных свойств личности должна гораздо больше, чем ранее, ориентироваться на конкретные интересы каждого учащегося. Современная школа постепенно осознает необходимость усиления реализации воспитательной функции образования. Анализ различных концепций воспитания свидетельствует о том, что задача воспитания гражданственности и ведущего компонента этого интегративного свойства личности - патриотизма, осознается как одна из важнейших задач воспитания молодежи, решаемых общеобразовательной школой.

Большое значение имеет учет особенностей и тенденций переживаемого исторического периода, новых явлений и процессов, происходящих в обществе.

В частности, в гораздо большей степени могут реализовать свой потенциал в развитии у современной молодежи патриотизма различные общественные объединения и организации патриотической и военно-патриотической направленности.

В современных условиях воспитательная работа школы, формирование ведущих интегративных свойств личности должна гораздо больше, чем ранее, ориентироваться на конкретные интересы каждого учащегося.

Общие требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам военного, должен знать каждый старшеклассник для того, чтобы еще на ранних стадиях профессионального самоопределения грамотно сопоставить свои личные особенности с этими требованиями, осознанно сделать выбор профессии офицера и целенаправленно строить свое самовоспитание, учебную, физическую и психологическую подготовку к несению военной службы.

Сказанное обусловливает актуальность темы данной курсовой работы «Подготовка старшеклассников к военной службе».

Цель исследования

- Выявить педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе.

Объект исследования

– учебно-воспитательный процесс в школе.

Гипотеза:

педагогические условия подготовки старшеклассников к военной службе будут эффективными если:

1. подготовка к военной службе будет рассматриваться не только как государственная (социальная) задача, но и как педагогическая.

2. формы подготовки старшеклассников к военной службе будут ориентированы на формирование необходимых для военной службы умений учащихся.

3. педагогическая подготовка старшеклассников к военной службе будет рассматриваться как компонент воспитательной системы школы;

4. будет реализована «Программа военно-патриотического воспитания», разработанная в г. Санкт-Петербурге.

5. подготовка к военной службе будет опираться на формирование гражданственности и патриотизма у старшеклассников;

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ подготовки старшеклассников к военной службе.

2. Изучить вопросы воспитания гражданственности школьников в контексте подготовки старшеклассников к военной службе.

3. Выявить роль школы в подготовке старшеклассников к военной службе.

4. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности педагогических условий подготовки старшеклассников к военной службе с помощью диагностических методик и внедрения «Программы военно-патриотического воспитания».

5. Обобщить результаты выполненного исследования

Теоретические основы

исследования представляют:

- концепции воспитания (Бернс Р. (1986), В.М.Бехтерев (1923), О.С. Газман (1980), Н.И. Болдырев (1974), З.И. Васильева (1995) и др.);

- труды по проблеме гражданского и правового воспитания ( А.В. Луначарский (1976), В.В. Мартынов (1993);

- работы в области военной педагогики (В.П.Давыдов (1991), В.М. Конжиев (1986), И.И. Кравченко (1991), В.И. Лутовинов (1999).

Методы исследования

включали: теоретический анализ литературы по проблеме; анализ опыта гражданского воспитания в отечественной школе;

педагогический эксперимент; взаимодополняющие методы диагностики исследуемого личностного свойства (анкеты, сочинения, педагогические ситуации, экспертные оценки и др.).

Практическая значимость

исследования заключается в том, что внедрение в реальную практику гражданского воспитания и открытости школы в процесс подготовки старшеклассников к прохождению военной службы повышает уровень развития патриотических качеств личности, формирует позицию участия в социально полезных делах и готовность стать защитником Отечества.

Базой исследования

стала «Соль-Илецкое Муниципальное общеобразовательное учреждение» СОШ № 1.

Материалы по педагогике:

Педагогические взгляды Демокрита
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, ...

Эффективность программы формирования эстетических чувств младших школьников с нарушением интеллекта средствами дидактической игры
После проведения цикла занятий по изобразительной деятельности был проведен итоговый контрольный эксперимент. По-прежнему ведущим методом диагностики являлось педагогическое наблюдение, целью которого было выявить уровень эстетической воспитанности каждого школьника. В результате были получены след ...

Языки представления чисел: системы счисления
Тема «Системы счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел. Однако в школьном курсе математики она, как правило, не изучается. Необходимость изучения этой темы в курсе информатики связана с тем фактом, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru