Труд и ценные мысли создателей первых детских музеев в нашей стране не пропали даром. Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х годов и всеобщая демократизация жизни в России, раскрыла ценность и бессмертие идей педагогов-теоретиков, важность кропотливой работы музееведов-практиков, прежде всего, в области культурно-образовательной деятельности. Особенно в 1990-е годы, отчасти под влиянием идей зарубежных коллег, определяющих детский музей как «место сосредоточения детской культуры» и синтезирующий в себе по их понятиям качества музея, школы, детской площадки, клуба и Диснейленда, но более в силу обстоятельств, у нас начинают создаваться самостоятельные детские музеи и музеи (центры) при традиционных музеях. Теперь они существуют во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Владимире, Карабихе (Ярославской обл.), Смоленске, Гагарине, Новгороде, Нефтегорске (Самарской обл.), Ноябрьске (Тюменской обл.), Каргополе, Череповце, Хабаровске, Петрозаводске (Карелии).
Эта тенденция ясно обозначилась благодаря проведению Первой Всероссийской конференции детских музеев, прошедшей в Ярославле в апреле 2001 года (3). Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день детские музеи, пожалуй, становятся одними из самых динамичных и популярных групп, изменяющие представление и пределы традиционного музейного мира и существенно обновляющие всю систему образования - от низших ее ступеней (период дошкольного детства) - до верхних, включая образование взрослых.
В то же время, идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в нашей стране и за рубежом. Думается, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее.
Во-первых, став благодаря множеству качеств - альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем.
Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения.
Сегодня существуют две модели детского музея - американская и европейская.
В американской модели акцент, безусловно, делается на первом слове - детский. Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия). (Не случайно многие американские музеи носят название «комната открытий»). Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят там на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек, или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке.
В европейской модели акцентируется слово музей. Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов.
Материалы по педагогике:
Медицинское и юридическое понятие алкоголизма и наркомании
Для понимания алкоголизма и наркомании как явления необходимо дать толкование этих понятий с медицинской и юридической точки зрения. Ст.62 УК РСФСР говорит о применении мер медицинского характера к хроническим алкоголикам и наркоманам. В медицинской литературе нет устоявшейся, точной терминологии. ...
Методы воспитания
1. Сформулируйте требования к применению метода примера, соблюдая которые, можно эффективно воздействовать на формирование сознания учащихся: – постановка цели вырабатываемых умений, качеств и привычек поведения; – формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деяте ...
Характеристика эвристического метода
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности. Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономер ...