— Алло! Алло! Вас слушают!
— Это больница доктора Айболита?
— Да. Доктор Айболит у телефона.
— Здравствуйте, доктор. У меня заболел тигренок. Он лежит на боку, глазки закрыты, дрожит. Помогите, доктор!
— Диктуйте адрес, я скоро буду… А пока положите рядом с тигренком горячую грелку и накройте его чем-нибудь теплым. Поняли?
— Понял. Спасибо, доктор! Я вас очень-очень жду.
Содержание диалога и степень сложности речевых конструкций должны зависеть от возможностей ребенка, с которым беседует Айболит. При необходимости дети напоминают хозяину заболевшей игрушки, что следует сделать в том или ином случае (поздороваться; поблагодарить; спросить у доктора, приедет он сам или больного надо везти в больницу). Перед тем как провести игру в первый и во второй раз, воспитатель объясняет ее условия, просит детей заранее подумать, кто какое игрушечное животное принесет в больницу. Некоторым малышам он подсказывает, чем может заболеть то или иное животное, каковы симптомы болезни. В дальнейшем игра проводится без подготовки.
Многие дидактические игры, в частности игры на группировку предметов по функциональному признаку (назначению), названию, цвету, материалу, которым детей обучают на занятиях, в свободное время целесообразно проводить как настольные с двумя-тремя детьми разного возраста.
При малом числе участников легче подбирать картинки (предметы), изменять условия игры, усложнять задания.
Например, детям раздают по 3 — 5 (в зависимости от их возраста) предметных картинок, на которых нарисованы посуда, одежда, обувь, продукты и пр. Воспитатель показывает им свои картинки (по одной) с изображениями самых разных предметов. Играющие подбирают из этих картинок пары к тем, что лежат перед ними, ориентируясь:
а) на названия предметов («У меня есть чашка, теперь стало две чашки»);
б) на цвет предметов («Этот красный пояс я беру себе. Он подходит к моему красному платью»).
Еще одним из условий игры может быть такое: докажи, что именно эта вещь тебе нужна («Это обувная щетка. Она мне нужна, так как у меня есть ботинки»; «Я возьму себе эти пуговицы, так как у меня есть шуба. Пуговицы могут оторваться, и тогда я пришью новые»).
Старшие дети, освоив игру, обучают младших. Старший ребенок может вместо воспитателя выполнять роль ведущего. Он советуется с педагогом, какие картинки следует отобрать, учитывая состав играющих. Роль ведущего очень полезна для детей. Она учит проявлять терпение, объективность, объяснять логично и доказательно. Последнее чрезвычайно важно для совершенствования синтаксического строя речи.
В программу должны быть включены также народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько (договорившись между собой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше — игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (см.: Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду.—М., 1977);
Материалы по педагогике:
Использование нового оборудования и технологий
Основным инструментом в условиях дистанционного образования является стационарный персональный компьютер. Этот компьютер может быть подключен к Интернету или корпоративной сети учебного заведения при использовании сетевых технологий, когда же используются локальные обучающие ресурсы, компьютер може ...
Психолого-педагогические аспекты формирования образа
человека у детей 6-7 лет
Выступая в качестве объекта познания и действия, человек отражается в сознании людей и определяет их поведение. По – мнению В.С. Кузина процесс формирования образа в сознании тесно связан с глубоким осмыслением и духовной переработкой восприятий и представлений, в том числе эстетических переживаний ...
Формирование и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности с
использованием учебной игры на уроках английского языка
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие пот ...