Во Франции существует 80 государственных университетов и несколько частных: 3 светских университета и 5 католических. К числу вузов университетского типа также относятся 3 национальных политехнических Института (Institut nationaux polytechniques, INP).
Университеты представляют собой учебные и научно-исследовательские комплексы, в которые входят подразделения разного уровня. Среди компонентов этой структуры –научно-исследовательские подразделения (UFR), лаборатории, департаменты, университетские политехнические центры и др. Также при университетах существуют специализированные институты, к числу которых относится 103 университетских технологических института (Instituts universitaires de technologie, IUT), дающих общую и технологическую подготовку, 66 университетских профессиональных институтов (Institut universitaires professionnalisés, IUP), готовящих профессиональных инженеров, и 30 педагогических университетских институтов (Instituts universitaires de formation des maîtres, IUFM). В настоящее время все крупные города Франции имеют несколько университетов, причем университеты не дублируют, а дополняют друг друга с точки зрения номенклатуры изучаемых специальностей.
Университеты предоставляют студентам богатый выбор долгосрочных и краткосрочных программ обучения.
Длинный учебный цикл в университетах предполагает прохождение нескольких этапов (циклов), каждый из которых заканчивается получением диплома и/или степени. Нужно сказать, что многоуровневая система университетского образования складывалась постепенно. Традиционно первый курс французского университета носил пропедевтический характер, по итогам которого студенты сдавали экзамены. Те студенты, которые успешно их преодолевали, начинали трехлетнюю подготовку к экзаменам на степень лиценциата (bac+4). В случае положительного результата, они получали одноименный диплом. Обладатели степени лиценциата могли поступить в докторантуру.
В 1960-е годы эта структура подверглась существенной реорганизации. Сначала был упразднен пропедевтический год обучения. Вместо него на большинстве факультетов был выделен первый цикл обучения, завершающийся получением двухлетних профильных дипломов. Исключение составило медицинское направление образования, где подготовительный год был сохранен и закреплен законом 1971 г. Профильные дипломы были заменены в 1973 г. на единый двухлетний диплом об общем университетском образовании (Diplome Generales, DEUG). В конце XX – начале XXI вв. диплом DEUG котировался на рынке труда не очень высоко. Фактически, со временем он стал дипломом доступа ко второму циклу университетского образования.
Второй цикл университетского образования был создан 1960–70-е годы. Степень и диплом лиценциата (licence) стали выдаваться после 3-х лет обучения, а не 4-х как раньше. На смену «старому» диплому лиценциата пришел четырехлетний диплом мэтриз (maitrîse). Таким образом, второй цикл стал состоять из двух одногодичных ступеней. Перемены коснулись не только названий дипломов: в связи с начавшимся процессом профессионализации университетского образования, программы четвертого года обучения, ведущие к диплому мэтриз, стали носить максимально специализированный характер. Усиление специализации программ второго цикла в университетском секторе привело к возникновению нескольких особых видов мэтриз – мэтриз науки и техники (MST), мэтриз прикладной информатики и управления (MIAGE), мэтриз науки и управления (MSG). Особенность этих дипломов состоит в том, что подготовка к ним начинается не на четвертом году обучения, как в классическом варианте университетского обучения, ведущего к диплому мэтриз, а уже на третьем.
В 1970–80-е годы реформам подверглась последняя ступень университетского образования. В 1974 г. был создан пятилетний диплом о специализированном высшем образовании (Diplome d’etudes superieures specialisees, DESS). Предполагалось, что ведущие к нему программы обучения будут подразумевать подготовку специалистов-прикладников высшего класса. Получение диплома DESS ориентировало его обладателей на продолжение профессиональной карьеры в той или иной сфере. Годом ранее был создан диплом об углубленном высшем образовании (Diplome d’etudes approfondies, DEA), который имел научную ориентацию и давал право на обучение в докторантуре (Doctorat). Пятый год обучения в университете, направленный на получение дипломов DESS и DEA, стал первым этапом третьего цикла университетского образования. Вторым этапом стала докторантура, обучение в которой длилось от двух до четырех лет и завершалось защитой диссертации. В 1984 г. три прежние докторские степени – доктора третьего цикла, доктора-инженера и государственного доктора – были объединены в одну степень доктора наук, свидетельствовавшей о способности проводить самостоятельные научные исследования.
Материалы по педагогике:
Формы организации воспитательного процесса
1. В чем заключается педагогическая ценность игры как особого вида деятельности детей? Игра имеет большое значение в развитии личности, основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании и, наконец, в процессе социализации. В структуру игры как деятельности личности входят этапы: це ...
Историко-педагогические предпосылки становления
тестового контроля в педагогической практике
История возникновения и использования диагностического метода, (diagnostikos – гр. – способный распознавать уходит в глубь веков. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуальн ...
Особенности работы педагога с неблагополучной семьей
В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Под тяжелой неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкре ...