BriefEducation
Образование: теория и практика » Реформы высшей школы в рамках Болонского процесса: опыт Франции » Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Выбор профессиональной ориентации образования осуществляется учащимися в третьем классе колледжа. Как правило, по этому пути идет не слишком успевающая в учебе молодежь. Профессиональное образование предоставляется в профессиональных лицеях, а также в центрах ученичества. Профессиональные лицеи готовят к получению сертификатов CAP, BEP, степени Bac Pro, а также ряда дополнительных дипломов. Номенклатура изучаемых специальностей и, соответственно, присваиваемых квалификаций периодически пересматривается и имеет тенденцию к расширению.

Сертификат о профессиональной подготовке (CAP) свидетельствует об овладении какой-либо конкретной профессией, будь то профессия столяра, электрика, страхового агента и т.д., в то время как сертификат общего профессионального образования (BEP) говорит о более широком образовании в некоторой области (автомобилестроение, электроника, электротехника). Получению обоих сертификатов предшествует двухлетнее обучение в специальных классах профессионального лицея, которое включает общеобразовательную, технологическую (для учащихся, готовящихся к CAP – профессионально-технологическую) подготовку и производственную стажировку. Обозначенные сертификаты открывают для их обладателей доступ к должностям рабочего или квалифицированного служащего, однако их обладатели могут продолжить обучение в лицее, пройдя двухлетнюю подготовку к степени профессионального бакалавра (Bac Pro). Кроме того, обладатели сертификатов BEP могут продолжить обучение в технологическом лицее, поступив в специальный класс адаптации, который соответствует первому классу лицея.

Степень Bac Pro была создана в 1985 г. в связи с растущими потребностями предприятий в высококвалифицированных специалистах, занимающих промежуточное положение между техническими сотрудниками с высшим образованием и квалифицированными рабочими. Степень Bac Pro предоставляет возможность выхода на рынок труда, а также позволяет продолжить обучение в отделениях высшего технического образования (STS) или в университетских технологических институтах (IUT).

В последние десятилетия престиж профессионального образования в обществе значительно упал. Сертификаты CAP и BEP воспринимаются современным обществом как анахронизм в связи с несоответствием профессиональных качеств их обладателей потребностям рынка труда. Проекты из реорганизации появились еще в 80-х годах. Реформа Жана-Пьера Шевенмана 1985 г. упразднила некоторые квалификации в силу низкого спроса на них со стороны предпринимателей. Более радикальный проект министра образования Рене Монори (1986–1988) предполагал упразднение сотен секций CAP и BEP в профессиональных лицеях, но его пакет реформ не устоял под натиском противников.

В начале XXI века попытку поднять престиж профессионального образования предприняли министры образования Жак Ланг (2000-2002) и Люк Ферри (2002–2004). Они проводили политику «переоценки (ревалоризации) профессионального образования». С декабря 2001 г. профессиональные лицеи, отвечающие пяти определенным критериям, по решению академий получают национальный знак «ремесленных лицеев» (lycées des métiers). Предполагается, что создание нового «лэйбла» для профессиональных лицеев придаст динамику этой ветви образования, увеличит конкуренцию между лицеями, привлечет предприятия и предпринимателей, а стало быть, и деньги, и, в конечном счете, повысит престиж образования.

В дополнение к этим мерам, в 2001 г. был начат эксперимент по сокращению сроков обучения в профессиональном лицее с четырех лет (2 года CAP (BEP) + 2 года Bac Pro) до трех. В 2004 г. 25 из 30 академий принимали в нем участие. Эксперимент в итоге был признан удачным и новая система с учебного года 2005–06 гг. была введена повсеместно. По новой системе учащиеся, минуя обучение, направленное на получение сертификата CAP или BEP, сразу готовятся к получению Bac Pro. Таким образом, сертификаты CAP и BEP, хотя и не упраздняются, уходят в прошлое. По всей видимости, их получение в ближайшем будущем останется уделом наименее способных учащихся.

Материалы по педагогике:

Иркутский государственный университет
Иркутский государственный университет учрежден 27 октября 1918 года. Его открытие положило начало высшему образованию в Сибири и на Дальнем Востоке. Университет сразу стал главным образовательным, научным и культурным центром на огромной территории от Енисея до Тихого океана. Сегодня Иркутский госу ...

Проектирование мотивационных технологий обучения
Проектирование мотивационных технологий обучения необходимо с целью обеспечения быстрого включения учащихся в профессиональную учебно-познавательную и учебно-производительную деятельность без длительного "вживания" в работу, поддержания деятельности на требуемом уровне активности. Учебная ...

Экскурсия как форма приобщения учащихся к русской культуре
Школьный музей не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для человека. Следовательно, задача музея – привлечь внимание учащихся, заинтересовать их. Что требует разработки постоянно новых экскурсий, специфических форм работы с аудиторией . Экскурсии должны быть яркими, интере ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru