В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки - высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.
В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, - это уникальные произведения народного декоративно – прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.
С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством.
Совершенство форм, плавность контуров, четкий графический ритм плетеных изделий настолько обогащают фактуру поверхности, что многие плетенные из соломы предметы можно отнести к подлинным произведениям декоративного искусства.
Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы после обмолота урожая оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что еще, кроме кормления скота, можно ее использовать. В результате народной смекалки для соломы нашлось немало применений. В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана. В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетенной из соломы.
Солома ржи, пшеницы и других злаковых растений во все времена была одним из самых распространенных материалов. Человек не искал ей применения - наоборот, она сама навязчиво лезла изо всех углов, когда было нужно защитить голову от палящего солнца или ноги от колючей стерни, во что-то собрать грибы в лесу или перенести орехов. Отсюда - соломенные шляпы и липовые лапти, отсюда бесконечное число кульков, коробов и туесков из соломы и древесной коры.
В просторных, обеспечивающих необходимую вентиляцию и температурный режим плетеных сосудах и корзинах, кулях и коробах хранили зерно, муку, корм для скота, грибы, ягоды и другую домашность. Со стенками, плотно сплетенными из толстых и прочных жгутов соломы, в середину которых добавлялись "духмяные" травки (например, колючий чертополох, "перунов цвет", полынь), чтобы их не грызли мыши и не трогала плесень, они служили крестьянину десятилетиями.
Сегодня в это трудно поверить, но соломенные кули и короба, пропитанные сосновой живицей, зачастую не уступали деревянным бочкам, - не пропускали налитую в них воду! Ныне далеко не все плетельщики владеют этими секретами мастерства, - а ведь было время, когда плетением из жгутов соломы бытового инвентаря владел почти каждый крестьянин, передавая навыки ремесла из поколения в поколение, от дедов к внукам .
Корзины и сумки, шляпы и пояса, сапетки (переносные ульи) и лапти каждое изделие требует своего инструмента, своей механики плетения; для одного нужно подготовить соломенные жгуты, для другого - специальные плетежки. И каждая технология, каждый вид художественной обработки соломки, при умелом его применении, подчеркивает естественную красоту соломки.
Материалы по педагогике:
Методики правового обучения в практике работы школ
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Целесообразно их использовать при обучении праву в старших классах. Дискуссия позволяет развивать самостоятельность школьников, которые высказывают свою точку зрения на проблему. Для проведения дискуссии необходимо сформулировать опре ...
Особенности логического мышления младших школьников
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Ж. Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией в развитии логического мышления реб ...
Принципы обучения как категория дидактики
Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современном образовании, в том числе и дошкольном, направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Обобщенный опыт организации занятий по усвоению основ науки показывает, что для обеспечения ед ...