Формирование образа человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под образом.
Обращаясь к определению понятия образа, необходимо определить, что понимается под образом.
А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. По мнению автора, образ это одна из форм объективной реальности.
Подобное определение дают Б. Мещеряков, В. Зинченко и пишут что, образ является чувственной формой психического явления, имеющей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику.
В психолого-педагогическом словаре образ определяется как - вид, облик; живое, наглядное представление о ком-нибудь, кём-нибудь; но, так же как и у предыдущих авторов отмечается, что образ это обобщенное художественное отражение действительности, облачённое в форму конкретного, индивидуального явления.
В отличие от этих авторов И.П. Фролов определяет образ, как единство единичного и общего, индивидуального и типичного.
Таким образом, в литературе нет единого мнения на определение понятия образ. Так его рассматривают как субъективную картину мира; форму отражения внешнего мира в сознании человека; субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Неопределённость понятия «образ» связана с тем, что он представляет сложную специфичную информационную систему. Образ заключает в себе единство объективного и субъективного.
Физиологически возникновение образа объясняется тем, что после действия определённого раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остались нервные следы, которые в последствии актуализируются. В результате у человека возникает образ ранее воспринятого объекта – представление.
Представления нельзя рассматривать как нечто раз и навсегда данное. Представление - это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению представления этого предмета. Чем большее число различных связей изучаемого предмета было отражено в мозгу в процессе восприятия, тем больше сторон этого предмета будет выяснено, тем полнее, ярче, содержательнее, богаче и правильнее будут представления о предмете. Образ представления этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной форме, а постепенно по мере включения всё новых и новых следов, временных связей растёт, дополняется, изменяется и постепенно проясняется
Основой будущего образа человека является чувственный образ, возникающий в сознании благодаря синтезу ощущений.
По-мнению А.М. Коршунова и В.В. Мамонтова переход от ощущений к восприятию осуществляется по мере того, как впечатления о различных свойствах и качествах объектов начинают складываться в целостные образы. Причем этот процесс становится возможным только при условии «встречной» перцептивной деятельности со стороны субъекта, т.к. одностороннее воздействие предмета на органы чувств субъекта не может обеспечить полноценного восприятия.
Восприятие сопровождается мыслительными процессами (анализ, синтез, сравнение, обобщение, отвлечение, систематизация и др.) Образ всегда включает в себя элемент обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно сводится с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих восприятий.
Представление есть результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Представление, являясь обобщением конкретного предмета, может быть обобщением и целого класса, вида аналогичных предметов.
Материалы по педагогике:
Психолго–педагогическая характеристика основ спортивной подготовки юных
волейболистов
Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболи ...
Разработка образовательного проекта: возможности и ресурсы в учебной работе
Все, кто занимался обучением разработке проекта, понимают основную сложность этого процесса. Проектирование – это содержание деятельности, и его невозможно освоить по традиционной схеме, не участвуя в деятельности по разработке реального проекта. Это правило давно известно в мировой практике обучен ...
Структура системы образования Франции
Система образования Франции традиционно делится на три ступени, разделенные на циклы. Первая ступень представлена доначальным и начальным образованием, которое дети получают в школах двух типов: в материнской школе (école maternelles) и в начальной школе (école primaire). Особенностью ...