Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.И. Левитана, И.С. Остроухова, В.Д. Поленова, В.А. Серова, А.М. Васнецова, К.А. Коровина М.В. Нестерова, Н.Н. Рериха - утверждавшим в русском искусстве «пейзаж настроения».
Конец ХІХ - начало ХХ в. Считают «золотым» веком русского пейзажа. монтаж натяжных потолков сколько стоит
Творчество художников ХХ в. очень разнообразно:
Поэтические северные пейзажи А.А. Борисова;
Пейзажи Урала, Сибири Н.М. Ромадина, Б.Я. Ряузова;
Монументально-эпические пейзажи В.В. Мешкова, Б.В. Щербакова;
Индустриальные пейзажи А.А. Дайнеки, В.Н. Яковлева, Г.Г. Нисского.
Полные света, лирики, чистоты и ясности пейзажи средней полосы России художников Н.Э. Грабаря, К.Ф. Юона, С.В. Герасимова, мастера элегического настроения В.К. Бялыницкого-Бируля и др.
Природа бесконечно разнообразна. Существует великое множество пейзажных объектов, форм, и каждый их мотив неповторим, уникален.
Виды живописного пейзажа:
· Первозданный природный пейзаж – леса, поля, луга, реки, озера, моря (лесной пейзаж, горный, морской);
· Сельский пейзаж, отражающий поэзию деревенского быта, его естественную связь с окружающей природой;
· Городской пейзаж, изображающий организованную человеком пространственную среду – здания, улицы, проспекты, площади, набережные, парки – его иногда выделяют отдельно;
· Индустриальный пейзаж показывает роль и значение человека – созидателя, строителя заводов, фабрик, мостов и т.д.;
Утверждается новый вид пейзажа – космический или фантастический. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.
· Исторический пейзаж – изображение местности в определенную эпоху.
По своему настроению пейзажи могут быть созвучны жанром литературы, что позволяет отметить их лирический, романтический, эпический, драматический и героический характер.
· Лирический пейзаж (обычно небольшой по размеру) экспрессивен по настроению и отражает определенные чувства человека – восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы («Золотая осень» И. Остроухова, «Грачи прилетели» А. Саврасова).
· Романтический пейзаж передает бунтарское начало, стремление подняться над обыденным, вызывает яркие, сильные, страстные чувства. Это – буйство ветра, грозовые тучи, клубящиеся облака, тревожные закаты (И. Айвазовский «Волна»).
· Эпический пейзаж передает величественные картины природы, полной внутренней силы (И. Шишкин «Лесные дали», А. Васнецов «Родина»).
· Героический пейзаж - здесь природа предстает величественной, торжественной (высокие горы, могучие деревья, гладь океана. Иногда на фоне этого пейзажа изображаются герои и боги.
· Драматический – предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства (И. Айвазовский «Девятый вал», Ф. Васильев «Болото»).
По манере и технике выполнения можно отметить пейзажи:
обобщенные – лаконичные;
детализированные – подробные и декоративные.
Художественные картины подчас воздействуют значительно сильнее, чем какое-либо интересное природное явление или объект. Они предают чувства и переживания языком искусства. И дело не только в том, что изображено, но и как изображено, насколько выразительно. Чтобы увидеть, что изображено, не требуется никакой художественной культуры.
Но почувствовать поэзию картины, музыку ее художественно-образного содержания, проникнуть в смысл идеи можно, если понимаешь язык искусства, т.е. те выразительные средства изображения, которые использует художник, ибо только тогда произведение начинает действовать на нас в полную силу.
Материалы по педагогике:
Психологические аспекты
формирования образа
Формирование образа человека в настоящее время требует обращения к вопросу о том, что же понимается под образом. Обращаясь к определению понятия образа, необходимо определить, что понимается под образом. А.В. Петровский определяет образ как субъективную картину мира или его фрагментов, включающую с ...
Тематические уроки на базе школьного музея
Каждый музей ищет свои формы работы с посетителем, ориентируясь на особенности своей аудитории. В школьных музеях, учитывая большое значение в нравственном воспитании учащихся, проводятся уроки мужества, вечера и встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла и т.д. Они проводятся ежегодно, как правило ...
Анализ притчи для детей «Притча о муравье и голубке»
Как вы думаете, почему с давних пор многие сказочники наделяли животных самыми разными чертами характера и качествами, свойственными лишь человеку? Скорее всего, это делалось для того, чтобы люди могли взглянуть на себя и на свои поступки со стороны, чтобы что-то понять и перенять, а чему-то и науч ...