В современных условиях необходимо осмыслить роль и место студенческого самоуправления в условиях реформирования украинской системы высшего образования, в частности, в связи с участием нашей страны в так называемом Болонском процессе. Основная цель программы действий Болонской декларации - создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентной способности европейского высшего образования. Болонский процесс затрагивает, прежде всего, сферу обучения. Однако роль студенческого самоуправления подчёркивается в подписанных в его рамках международных документах - в частности, в Берлинском коммюнике, в котором подводятся предварительные итоги работы, осуществлённой после подписания Болонсюй декларации: "Студенты являются полноправными партнёрами в управлении высшим образованием. Министры образования ведущих европейских держав отмечают, что в пределах общеевропейского пространства высшего образования участие студентов в управлении образованием, как правило, имеет правовую основу. Министры призывают вузы и студенческие организации обозначить способы реального увеличения участия студентов в управлении".
Перед высшей школой ставится задача совершенствования управления системой образования, разграничения компетенций на различных уровнях между органами управления образованием и учебным заведением. Изначально при зарождении идеи института высшего образования в его основу были заложены общественно-государственные формы управления. В истории происходила деформация в соотношении между общественной и государственной формами управления в пользу последней.
Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы предложить и внедрить в практику высшей школы приемлемые и наиболее перспективные формы общественного управления, одной из которых является самоуправление, подразделяющееся на самоуправление преподавателей и сотрудников и студенческое самоуправление.
Особенностью организации образовательного процесса в высшей школе является его ориентация не только на подготовку специалистов высшей квалификации, но и руководителей различных уровней, организаторов производства. Наряду с профессиональной подготовкой студент должен получить знания, необходимые для владения основами "науки управления", сформировать умение общаться, принимать управленческие решения, руководствуясь принципами общечеловеческой морали. С другой стороны, стало очевидно, что школа и вуз (т.е. допроизводственное обучение) не дают достаточную подготовку как раз в области усвоения практических навыков поведения, умения вести себя, руководить людьми.
Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХП в. в Италии: медицинская школа в Солерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. - университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХП в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей-медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин "студенческое самоуправление" был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова "университет" не соответствовало современному термину. Понятие означало "все из группы" и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру - коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в средние века. Тогда студенты посредством официальных законопроектов университета и избрания собственного исполнительного лица, ректора, осуществляли строгий контроль над профессиональной деятельностью педагога и над его взаимоотношениями с сообществом. Труд значительного количества преподавателей и в более поздний период становления университетов оплачивался взносами студентов, а не церковью или светской властью. В ходе исследования ученые пришли к гипотетическому заключению о том, что само слово "ректор" первоначально было прозвищем от латинского "rector" - голова, которое давалось избранному университетскому лидеру за интеллектуальные и организаторские способности. Деканом (от латинского "decanus") называли старшего над десятью студентами, а деканат представлял собой собрание старшин "десяток" Ранний период конституирования университетов, как показывают исследования, оставил глубокий след в дальнейшей истории. От него идут традиции студенческой солидарности, автономии и самоуправления.
Материалы по педагогике:
Историко-педагогический аспект обучения слабослышащих детей
Вопрос о специальном обучении слабослышащих детей имеет длительную историю. На протяжении нескольких столетий, начиная с первых упоминаний в научных трактатах о детях с частичной потерей слуха (XVI в.) этот вопрос неоднократно поднимался представителями разных наук – врачами, педагогами, психологам ...
Особенности личностного развития одаренных детей
При всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые проявляются в поведении ребенка, в его общении ...
Урок математики в подготовительном классе
Структура урока математики в подготовительном классе соответствует особенностям мышления и памяти шестилетних детей: Коллективная работа учителя с классом, когда в ходе игровой деятельности выполняются задания зоны актуального развития, готовящие детей к открытию нового материала (до 10 мин.) Физку ...