Низкий уровень (1 балл) – тонкая моторика: нарушена точность движения рук и координация. Не удерживает карандаш, ножницы, может наблюдаться тремор кисти. Умение действовать по правилу не сформировано.
Определение школьной мотивации:
Высокий уровень (5 баллов) – хорошая школьная мотивация. Успешно справляется с учебной деятельностью.
Выше среднего (4 балла) – положительная школьная мотивация, несмотря на недостаточно успешную учебную деятельность.
Средний уровень (3 балла) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Ниже среднего (2 балла) – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Низкий уровень (1 балл) – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
На основе качественно-количественной оценки речевых процессов, разработанной Т.А. Фотековой, И.Д. Коненковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной была составлена модифицированная оценка особенностей речевого развития. Причем оценка осуществлялась по нескольким сериям, а именно:
1. Особенности фонетической системы:
Высокий уровень (5 баллов) – безукоризненное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях.
Выше среднего (4 балла) – один или несколько звуков недостаточно автоматизированы.
Средний уровень (3 балла) – в любой позиции искажается или заменяется один звук группы.
Ниже среднего (2 балла) – искажениям или заменам, отсутствием подвергаются несколько звуков.
Низкий уровень (1 балл) – нарушено произношение многих групп звуков.
2. Особенности артикуляционной моторики:
Высокий уровень (5 баллов) – все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, переключаемость ненарушена.
Выше среднего (4 балла) – все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1–2 движения выполняются со второй попытки.
Средний уровень (3 балла) – движения выполняет, темп выполнения и переключаемость снижена, объем движений неполный, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удержание позы, требуются повторные показы движений
Ниже среднего (2 балла) – наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются.
Низкий уровень (1 балл) – невыполнение, отказ от деятельности.
3. Особенности фонематического слуха и восприятия:
Высокий уровень (5 баллов) – все задания выполнены верно.
Материалы по педагогике:
Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у
заикающихся детей младшего школьного возраста
Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраж ...
Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми
образовательными потребностями
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства п ...
Проектирование технологий обучения по теме: "Воздушная
среда и ее роль в создании благоприятных условий труда" курса "основы
охраны труда"
Совершенствование системы обучения охраны труда - важнейшая и актуальная задача в подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием и особенно специалиста охраны труда. Ввиду этого на начальном этапе необходимо различать обучение студентов всех педагогических специальностей дисциплине & ...