Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как этот пласт лексики содержит наиболее целую и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры, а вместе с тем, что очень важно, - о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалев, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особо подчеркивает важность изучения микротопонимов: "Именно эта категория собственных имен наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населенных пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать".
Интересна в этом отношении и микротопонимия нашего города, которая представлена значительным количеством номинаций разных по происхождению, структуре и семантике. Микротопонимический материал города Белгорода может быть использован на уроках русского языка в начальной и средней школах и как лингвистический, и как исторический материал. Использование микротопонимов даст возможность проводить полноценную лингвокраеведческую работу и тем самым реализовать идею включения в систему образования регионального компонента, о необходимости использования которого сейчас много говорят и пишут.
Мы считаем, что знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей "малой" родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи формирования социокультурной компетенции учащихся средствами русского языка. Актуальность темы исследования обусловлена:
необходимостью введения регионального компонента в процесс преподавания родного языка в начальной школе;
отсутствием до настоящего времени специальных пособий, а также дидактического материала, дающего возможность использовать топонимический материал, в частности микротопонимы г. Белгорода на уроках русского языка;
новыми социолингвистическими условиями, вызывающими потребность в появлении новых функционально грамотных носителей языка.
Как показало исследование, внутригородские названия - имена улиц, площадей бульваров, переулков, проспектов, проездов в наших городах - неотъемлемая часть жизни общества, необходимое условие для нормальной жизнедеятельности любого города. Мы пользуемся ими на каждом шагу, в них повседневная необходимость.
Каждый микротопоним несет в себе важную лингвоисторическую и страноведческую информацию. Этот пласт лексики представляют собой большую ценность с точки зрения истории народа, его культуры, истории самого города, с точки зрения русского языка и его истории. Как в зеркале в микротопонимах отражаются изменения происхождение в общественной и социальной жизни общества. Огромно воспитательное и познавательное значение микротопонимов. Улицы 5 августа, Победы, Пушкина, Ломоносова хранят память о дорогих именах и событиях.
Материалы по педагогике:
Опытно-эксперимантальная работа выявления педагогических условий подготовки
старшеклассников к военной службе
В исследовании принимали участие учащиеся двух 11-х классов МОУ СОШ № г. Кувандыка Оренбургской области, в количестве 37-ми человек, возрастной состав учащихся, в среднем, составил 16-17 лет. Учащиеся 11 «А» класса (в количестве 18-ти человек, из них 10 девочек и 8 мальчиков) являлись контрольной г ...
Закономерности развития детей раннего и дошкольного
возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период бы ...
Коррекционно-развивающая работа с учащимися 3 класса с особыми
образовательными потребностями
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду, пищу и кров. Красота ее вдохновляла поэтов, художников на создание величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы — большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства п ...