Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. В данном учебнике в разделе 3 «XIX век. Путешествие продолжается» составители учебника предлагают учащимся раскрыть смысл любимой пословицы В.И. Даля «Передний – заднему мост» на примерах из детской литературы. Применение ультрафиолетового излучения влияние ультрафиолетового излучения Солнышко.
Итак, содержание различных учебных программ по литературному чтению позволяет в разной степени организовывать работу с пословицами. На наш взгляд наиболее соответствуют поставленной задаче традиционные учебники по чтению (автор – В.Г. Горецкий) и учебники по чтению курса развивающего обучения авторов – Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой.
Учителю начальных классов следует широко использовать в своей работе произведения народного творчества, рассматривать его как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором отражена народная жизнь, черты русского народного характера.
Степень овладения языком проявляется, в частности, в том, насколько человек способен понимать пословицы данного языка, в какой степени широк его запас, насколько адекватно употребление пословичных выражений в устной и письменной речи.
В.И. Даль одним из первых постиг свойства пословицы, дающие ей право на отдельное место среди разнообразных «малых» жанров.
Под пословицами в широком смысле понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) смысл или только переносный смысл, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение.
Актуальность представленной темы обусловлена тем, что язык многих носителей русского языка сегодня сухой, шаблонный. Данному историческому этапу развития общества присущ низкий уровень патриотизма и трудолюбия; современное поколение обладает «клиповым мышлением», в процессе обучения выявляются сложности в таких моментах как умение выделить главное, умение анализировать, построение логических цепочек и т.д. По новым стандартам образования данные требования являются основополагающими к выпускнику школы.
Использование пословиц в обучении имеет давнюю историю, значительное место в которой занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» от 1844 года изучение пословиц выделял в качестве самостоятельного вопроса.
В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. По мнению В.И. Даля, пословица всегда заключает в себе «обиняк» - поучение, мысль, высказанную не прямо, а иносказательно. Пословица состоит из двух частей – с прямым и переносным смыслом.
Пословица констатирует свойства людей или явлений, даёт им оценку или предписывает, например, пословица констатирует «в гостях хорошо, а дома лучше». Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения – «взялся за гуж, не говори, что не дюж»; «куй железо, пока горячо»; «назвался груздем – полезай в кузов».
Любая классификация пословиц условна. У каждого принципа: по опорным словам, алфавиту, тематический, идейный, по месту или по времени собирания, по собирателю, признаку происхождения (по народам и языкам) - есть свои положительные и отрицательные стороны. В старинных сборниках пословицы в основном были размещены в алфавитном порядке. Наиболее распространено распределение материала по идейно - тематическим группам.
Пословица – это самостоятельное и самодостаточное художественное целое, о чём свидетельствует, в частности, тот факт, что одна и та же пословица может использоваться в ряде речевых ситуаций с несовпадающими параметрами и составляющими. Чем больше ситуаций, к которым функционально приложима одна и та же пословица, тем она совершеннее и полнее в своей жанрово – поэтической завершённости.
Материалы по педагогике:
Разработка уроков по теме: «Художественная обработка соломки»
Работа основана на ручной манипулятивной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка в целом. На начальном плане ребенок выполняет коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее ...
Специфика работы над составной задачей
Составная задача включает в себя ряд простых задач, связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению. Таким образом, для решения составной задачи надо установить ...
Научная и педагогическая деятельность О.М. Ковалевского
В числе известных всему миру востоковедов, по праву можно назвать, профессора Казанского университета Осипа Михайловича Ковалевского. С его деятельностью связано становление и развитие российского монголоведения. При его участии в Казанском университете была создана первая в Европе кафедра монгольс ...