На смену единой, обязательной программе по чтению для начальной школы В.Г.Горецкого пришло более десятка авторских концепций, учебников по чтению и литературному образованию младших школьников. Одной из них является программа по литературному чтению - «Гармония». По мнению автора данной программы О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения».
Автором учебника заявлено, что представленные в учебниках произведения помогут сформировать у детей литературный вкус и расширить их читательский кругозор. Система упражнений, вопросов и заданий к текстам позволит сформировать определённые образовательным стандартом читательские знания, умения, навыки; развить творческие наклонности обучаемых – «одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта».
В первом классе требуется соотнести пословицы с содержанием прочитанных произведений. Дети работают с произведением, затем читают пословицы и сравнивают содержание произведения и пословиц, выбирая ту, которая подходит, объясняя свой выбор. Например, приведён перечень пословиц – «книга – лучший друг», «ученье - свет, а неученье - тьма», «делаешь наспех, сделаешь на смех». Требуется соотнести пословицу со стихотворением Э. Мошковской «Можно всему – всему научиться…».
В данной серии используется такой приём работы с пословицами как подбор пословиц по темам. В учебнике для I класса в разделе «Что такое хорошо и что такое плохо» к рассказу В. Осеева «Все вместе» даны пословицы – «не имей сто рублей, а имей сто друзей»; «с кем поведёшься, от того и наберёшься».
Во втором классе предлагается найти ошибки в пословицах, их исправить и прочитать правильно – «кто любит пруд – того и люди чтут», «с детства не намучишься, всю жизнь научишься», «у работящего в руках тело спорится» и др. Данное задание позволяет ещё раз вспомнить пословицы, продемонстрировать уровень начитанности.
На уроках чтения в четвёртом классе ребята подбирают пословицы к текстам произведений и темам чтения – в разделе «Что за прелесть эти сказки! » (русские народные сказки «Пётр I и мужик», «Пётр и Петруша») приведено задание – каким из прочитанных сказок подходят следующие русские народные пословицы: «сам погибай, а товарища выручай», «кто вперёд идёт – того страх не берёт», «друг познаётся в беде», «каков разум, таковы и речи», «видит око далеко, а ум – ещё дальше», «с умным разговориться – что мёду напиться», «с умом жить – тешиться, а без ума – мучиться».
Однако всё-таки следует отметить тот факт, что в представленной линии заданий, в тексте которых встречаются пословицы мало, в учебнике для III класса они практически отсутствуют.
Материалы по педагогике:
Психологические особенности детей старшего дошкольного
возраста
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие ...
Определение слова, его значение и признаки слова
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Слово является основной единицей языка. Было предложено несколько сотен определений этой единицы, мы рассмотрим только некоторые из них. Д.Н. Шмелев считает, что слово - это такая единица язы ...
Содержание коррекционно-развивающей работы по предупреждению предпосылок
нарушений чтения
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся недостатков устной и письменной речи. Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не ...