Профилактика и коррекция личностной деформации учителя - одна из важных задач педагогической профессии как социального института. Эффективными путями ее решения являются осознание личностных деформаций самими педагогами; разыгрывание ролевых ситуаций; психогимнастика; проективный рисунок; музыкотерапия и др.Социальный контроль педагогической профессии характеризуют следующие признаки: направленность на поддержание социальной стабильности и внутри-институционального порядка (компонентами являются социальные нормы, пред писания, санкции, власть), внешний и внутренний контроль и механизм его осуществления, основанный на взаимосвязи формальных и неформальных внутриинституциональных структур. Предпосылки эффективного функционирования социального контроля - оптимально пропорциональное соотношение между вознаграждениями и наказаниями, между формальными и неформальными санкциями, объективность (деперсонализация) их распределения.
Вид социального контроля определяет механизм его осуществления (общий или детальный). По мере увеличения степени самоуправляемости педагогической профессии должен в качестве доминирующего утверждаться общий контроль. Детальный (профессиональная экспертиза) применяется, как правило, в двух случаях - при слабом качестве осуществления педагогической деятельности или в процессе аттестации педагогов.В рамках социологического подхода важно определить сущность понятия "профессиональная компетентность педагога". В настоящее время в науке нет однозначной дефиниции. Имеющееся разнообразие и разноплановость определений обусловлены выбором различных научных подходов (личностно-деятельностный, системно-структурный, знаниевый, культурологический) в контексте решаемых исследователями теоретических задач. С нашей точки зрения, сущность понятия "компетентность" должна рассматриваться также в контексте социально-педагогической деятельности.При определении компетентности педагога, имеющего определенный профессиональный опыт, речь должна идти о характеристике его индивидуальных особенностей, выраженных в неповторимости "педагогического почерка", который позволяет легко и быстро овладевать новыми, востребованными способами деятельности, определяющими успешность выполнения профессиональных социально значимых функций. Профессиональная компетентность педагога - это его способность эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Она представляет собой сложное динамическое целое и проявляется только во взаимодействии с окружающей социальной средой.
По аналогии со структурой способностей С.Л. Рубинштейна можно выделить ключевые и операциональные компетентности. Так, к ключевым компетентностям педагога относятся интеллектуально-педагогическая, социально-коммуникативная и регулятивная. К операциональным - прогностическая, проектно-технологическая, предметно-методическая, организаторская, импровизационная, экспертная.
Интеллектуально-педагогическая компетентность представляется как метаспособность, которая, определяя меру освоения субъектом социально-педагогической действительности, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений в данной деятельности. Основные компоненты интеллектуально-педагогической компетентности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизация педагогических явлений; абстрагирование, педагогические умозаключения по аналогии; профессионально-педагогическое воображение и фантазия; гибкость и критичность педагогического мышления.
Социально-коммуникативная компетентность педагога - интегративное качество личности, результат личностного роста в процессе профессионализации, социализации, основными компонентами которой являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью), умение выстраивать межличностные связи, слушать, речевые навыки, деликатность и др. Все структурные элементы социально-коммуникативной компетентности педагога находятся в диалектической взаимосвязи.
Перспективным направлением в совершенствовании социально-коммуникативной компетентности педагогов является формирование у них знаний об основных характеристиках педагогического общения (этапы, стили, позиции, социально-психологические механизмы), совершенствование приемов и техник эффективной коммуникации (вступления в контакт, подачи обратной связи, уверенного поведения и делового общения, "Я - высказываний" и активного слушания, защиты от манипулятивного воздействия, аргументации, ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.). Это открывает возможность существенно обогатить "репертуар" средств общения педагога и повысить эффективность их применения.
Материалы по педагогике:
Мотивация преподавательской деятельности
Понятие «мотив» часто используют для обозначения таких психологических явлений, как стремление, желание, замысел, боязнь и др., которые отражаются в человеке в виде готовности к деятельности, ведущей к определенной цели. Деятельность человека направляется множеством мотивов, совокупность и внутренн ...
Заведующий ДОУ как специалист по социальной работе
Заведующий детским дошкольным учреждением должна проводить планомерную психолого-педагогическую работу с родителями с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетенции семьи. Говоря о конкретном объекте исследования – семье, можно отметить, что члены семьи ...
Протокол оценки расписания уроков в классе
Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 -12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Начиная с 12 ч. работоспособность учащихся понемногу пада ...