В современных условиях к научно-педагогическим кадрам вузов предъявляются требования высоких профессиональных знаний и навыков, владения передовыми педагогическими методами и технологиями, а также осознанной личной ответственностью за качество образования, формирование творческих, всесторонне развитых личностей-профессионалов .
Осуществление изменений в системе высшего образования предусматривает качественно новые подходы к отбору преподавательского состава вузов, организации их профессиональной деятельности и оценки ее результативности. Среди приоритетных направлений в решении этих вопросов можно выделить следующие: обеспечение постоянно высокой мотивации преподавателей в совершенствовании своего профессионального мастерства, педагогической культуры в разнообразных формах деятельности; стимулирование притока молодых кадров; создание условий для постоянного научного роста профессорско-преподавательского состава.
Профессиональный отбор и подбор претендентов на преподавательскую работу в высшей школе на основе их профессиональной пригодности является первым этапом профессиональной подготовки преподавателя высшей школы (ПВШ). Основной трудностью на этом этапе является установление объективных критериев, которые не могут быть строго фиксированными и могут меняться под влиянием ряда условий.
Второй этап заключается в профессиональном обучении на получение квалификации «Преподавателя высшей школы». Такое обучение может осуществляться как в форме целевой или дополнительной подготовки на третьем уровне высшего образования, так и в форме послевузовской аспирантской и докторской подготовки или дополнительной профессиональной переподготовки преподавателей вузов. На этом этапе основными параметрами подготовки ПВШ являются профессионально-педагогические знания, составляющие основу теоретической и прикладной деятельности преподавателя вуза и служащие фундаментом для выработки умений и навыков.
Следующим этапом профессиональной подготовки ПВШ является профессиональная адаптация педагога, предполагающая процесс его привыкания к профессиональной деятельности. Этот этап начинается с пассивной и активной педагогической практики на предшествующем этапе профессионального обучения и включает в себя различные виды стажировки и педагогическую деятельность в течение первого года преподавания в вузе. Основной целью данного этапа является выработка профессионально-педагогических умений и навыков.
Очередной этап профессиональной подготовки связан с выработкой профессиональной готовности к преподавательской деятельности в вузе. Основной целью данного этапа является формирование профессионально-педагогической компетентности ПВШ. Профессиональная компетентность – интегральная характеристика деловых и личных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений и опыт, достаточные для осуществления данного рода деятельности, а также его нравственных позиций.
Процесс роста компетентности включает в себя компоненты вхождения в специальность, овладение нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, наличие элементов творчества, описание личного опыта и передача его следующим поколениям. Именно на компетентность во всех видах деятельности современного преподавателя делают упор зарубежные и российские специалисты, сформировавшие следующие требования к ПВШ.
- высокая профессиональная компетентность, предусматривающая глубокие знания и широкую эрудицию в научно-предметной области, нестандартное творческое мышление, владение инновационной стратегией и тактикой, методами решения творческих задач;
- педагогическая компетентность, включающая знание основ педагогики и психологии, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;
- социально-экономическая компетентность, предусматривающая знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;
- коммуникативная компетентность, включающая развитую литературную устную и письменную речь; владение иностранными языками, современными технологиями обучения, эффективными приемами и методами межличностного общения;
- высокая профессиональная и общая культура.
Одной из составляющих профессиональной компетентности преподавателей вузов является их педагогическое мастерство, слагаемые, которого являются профессиональное мышление, профессионально-педагогические умения, педагогическая техника, профессиональная импровизация, саморегуляция и другие компоненты. Фундаментом такого мастерства являются профессионально-педагогические знания. Источниками педагогического мастерства в совокупности всех его компонентов выступают, с одной стороны, система подготовки и повышения квалификации в соответствующем направлении, с другой – реальная практическая деятельность.
Материалы по педагогике:
Предупреждение депривации в образовательном процессе
По результатам современных, педагогических исследований установлено, что в любом образовательном учреждении, с любим составом учащихся, в процессе обучения есть факторы, которые приводят к депривации. Однако в процессе явления депривации во взаимодействии с педагогом, все участники взаимодействия к ...
Доначальное образование
Доначальное образование во Франции имеет более чем 150-летнюю историю. Предшественники материнских школ – «комнаты приюта» – были созданы мэром Парижа Кошаном в 1826 г., а в 1837 г. они стали бесплатными учебными заведениями. Законы 1881 и 1886 гг. включили материнские школы в состав начальной школ ...
Интеграционные процессы в высшем образовании Европы до Болонского процесса
Болонский процесс, начавшийся летом 1999 г., придал стремительное ускорение европейским интеграционным процессам в сфере высшего образования. Однако сказать, что он инициировал интеграцию, было бы неправомерно. Интеграция в высшем образовании, а еще шире – его интернационализация – началась значите ...