BriefEducation
Образование: теория и практика » Мотивация обучения в подростковом возрасте

Мотивация обучения в подростковом возрасте

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Цель исследования: Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков.

Объект исследования: мотивация учения.

Предмет изучения: особенности мотивации учения подростков.

Гипотеза: у современных подростков недостаточно сформирован мотивация учения, что проявляется в отрицательном отношении к обучению, преобладанию не учебных и игровых мотивов при обучении. Актуальным и необходимым будет рассмотрение рекомендаций по формированию мотивации учения подростков.

Задачи: в соответствии с целью, объектом и предметом в исследовании ставились следующие задачи:

провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и дать сущностную характеристику мотивационной готовности к учению;

определить пути формирования мотивации;

определить психолого-педагогические особенности мотивации учения подростков;

организовать и провести экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации учения подростков;

подобрать рекомендации по формированию мотивации учения подростков.

Методологической основой исследования является:

1) теоретические: анализ литературы

2)эмпирические: диагностические методы (тест, анализ работ подростков, обобщение педагогического опыта);

3)статистические: обработка полученных в ходе исследования данных.

Теоретической основой исследования является: научные труды таких известнейших психологов и педагогов, как Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Эльконин Д.Б., Матюхина М.В., Рубинштейн С.Л., Ильин Е.П. и др. Именно они внесли наиболее весомый вклад в изучение учебной мотивации подростков. Однако, стоит отметить, что особенности учебной мотивации подростков и отдельные аспекты ее формирования исследованы недостаточно.

Учитывая, что формирование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, недостаточную разработанность проблемы формирования учебной мотивации подростков, а так же актуальность данной темы, обусловленной обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, считаем данную тему актуальной и значимой.

Материалы по педагогике:

Язык логики и его место в базовом курсе
Логика – наука, изучающая методы установления истинности или ложности одних высказываний на основе истинности или ложности других высказываний. Основы логики как науки были заложены в IV в. до н.э. древнегреческим ученым Аристотелем. Правила вывода истинности высказываний, описанные Аристотелем (си ...

Домашние задания по физической культуре
Ежедневные занятия физическими упражнениями в форме домашних заданий дополняют уроки, что особенно важно для учащихся, имеющих слабое физическое развитие. Выполняя их систематически, школьники приучаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые постепенно становятся повседневной потр ...

Единая образовательная информационная среда университета
Внедрение быстро развивающихся информационных технологий создало предпосылки для качественно нового этапа развития вузов на основе формирования единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе ...

Разделы

© 2025 Copyright www.briefeducation.ru