BriefEducation
Образование: теория и практика » Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Как отмечает Виктор Калягин: «Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать – без речи нет человека. А заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи». Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.

На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Коррекционно-воспитательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность, сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.

Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее, недостаточно используются коррекционно-воспитательные упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании – это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для преодоления заикания, их эффективность.

Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование коррекционно–воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием».

Цель

исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционно–воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Объект

исследования: процесс преодоления заикания у детей школьного возраста.

Предмет

исследования: коррекционно–воспитательные упражнения для преодоления заикания.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы

выдвинуть предположение о том, что возможно активное использование коррекционно–воспитательных упражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если:

- коррекционно–воспитательные упражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия;

- работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме.

2. Экспериментально апробировать влияние коррекционно-воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Ведущим методом исследования являлся педагогический эксперимент. Также были использованы дополнительные методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседы и другие.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37 города Анжеро-Судженска.

Основные этапы исследования:

На первом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы; составлялся критериально-оценочный аппарат; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе подбирались и апробировались коррекционно-воспитательные упражнения на логоритмических занятиях с детьми страдающими заиканием.

На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследования, были сформулированы основные выводы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 34 источников и одного приложения.

В заключение квалификационной работы подводятся общие итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего анализа проблемы.

Материалы по педагогике:

Из истории вопроса о семейном воспитании
Семья – это одна из основных ценностей, признаваемых обществом во все времена. Данная ценность является непреходящей. Она никогда не утратит своей значимости, нужности, переходящей в необходимость. Ее не сможет заменить ни один социальный институт, каким бы совершенным он ни был. На данном этапе до ...

Воспитание нравственности и духовность
На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мира человека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные н ...

Уроки на старшей ступени обучения
Как и на младшей ступени, многое в уроке зависит прежде всего от специфики того, кого обучают. Вот почему нужно было хотя бы кратко охарактеризовать личность старшеклассника. Одним из важных новообразований в психике старшеклассника, по сравнению с подростком, является направленность на будущее, по ...

Разделы

© 2024 Copyright www.briefeducation.ru